В православии покаяние считается великим таинством, во время которого человек исповедует свои грехи, а священник изъявляет свое прощение. Подразумевается, что при этом он разрешается от грехов Иисусом Христом.

Для чего нужно покаяние?

Данное таинство принято сравнивать со вторым крещением. В нынешней церкви, как правило, оно предшествует тайне Причастия тела и Господней крови, так как готовит душу грешника к участию в Трапезе. Необходимость совершать покаяние обусловлена тем, что человек, считающийся христианином, перенесший Крещение, омывшийся от греха, продолжает грешить из-за немощи собственной сущности. Данные грехи отделяют обычного смертного от Бога и ставят большую преграду между ними. Может ли просто человек преодолеть столь болезненную пропасть своими усилиями? Нет. Если бы покаяния не было, грешник не смог бы спастись. Не смог сам Бог его сохранить – сохранить единство, обретенное во время крещения.

Покаяние является духовной работой над собой, усилием согрешивших христиан, которое направлено на восстановление связи с Иисусом Христом, чтобы причаститься к его Царству. Покаяние подразумевает особое духовное деяние человека, в результате которого совершенный им грех становится для него ненавистным. Покаянная воля человека принимается Богом в качестве наибольшей его жертвы, самым существенным ежедневным деянием.

Покаяние в Священном Писании

В священной литературе покаяние рассматривается как обязательное условие для спасения души – если человек не покается, он погибнет. Это деяние приемлет Господь с большой радостью – оно ему угодно. Говорят, что на небе будет намного больше ликования об одном кающемся грешнике, чем о десятках праведников, которым не нужно каяться. В бесконечной борьбе с грехом, которая сопровождает всю земную жизнь человека, случаются поражения, а иногда и самые тяжелые падения. Однако христианин после них снова должен вставать и каяться, не поддаваться унынию, продолжать собственный путь, поскольку Божье милосердие не имеет границ.

Что будет после покаяния?

Плодом покаяния становится примирение с Господом и людьми, духовная радость, которая открывается человеку причастности к Божьей жизни.

Прощение грехов подается человеку через священнодействие священника, через молитву. Именно священнику грешник говорит о своих проступках, а тот имеет благодать прощать земные грехи. Христианин после покаяния получает в Таинстве освящение и оправдание, а исповеданный грех сглаживается полностью из его жизни, и уже не будет разрушать его душу.

Итак, видимый процесс таинства покаяния состоит в исповедании грехов кающимся христианином. Он в это время обращается к Господу в присутствии священника. Священнослужитель прощает грехи по Божьей воле. Он читает молитвы, побуждая к душевному раскаянию исповедников. А кающийся христианин перед крестом и Библией, словно перед самим Богом, исповедуется в устной форме, ничего не тая и не оправдываясь.