Что такое отчаяние? Почему люди впадают в это состояние? Почему отчаяние – опасно. Оно губительно не только потому, что закрывает для человека врата к Богу, и приводит к большой беспечности нерадению, но и потому, что вселяет дьявольское безумие. Самый яркий пример отчаяния – Иуда, который понял, что сделал, пошел и удавился. Бог пытался спасти его – рвался сук, веревка, однако Иуда выбрал вместо покаяния отчаяние и все-таки довел свою страшную идею до конца.

Почему отчаяние губительно?

Православным стоит задуматься о том, что святые, которым мы поклоняемся, молимся, просим поддержки, таковыми стали не только потому, что еще в своей жизни по трудам и смирению они вкусили радость славы небесной. А также по той причине, что при жизни были пережили немало страданий. Неспроста многие святые отцы говорили, что состояние вечной радости и блаженства – это, как и мучение, начинается здесь, на земле. Отчаяние – это расплата, ожидающая человека, когда тот дерзко и своевольно идет по пути, от которого Господь его отводил. Оно может быть горьким и быстротечным, а может быть и осознанным выбором, определяющим цель в жизни.

Когда отчаяние становится осознанным выбором

Если человек лично предпочитает одиночество в девятибалльном шторме, когда практические нет шансов на спасение, он выбирает отчаяние. И все-таки достаточно одной секунды или даже ее доли, чтобы этот человек попросил о помощи Господа, схватился на протянутую руку помощи. Отчаяние может быть обратной стороной великого дара, о котором говорил Бог в заповедях, даря познания собственной немощи, нищеты, бессилия, упования на того, кто может спасти. Настоящее познание своей греховности приводит к встрече с непростой и горькой правдой, дает понимание того, что многие года были потрачены на то, чтобы страстями и пороками себя сковать, связать по ногам и рукам.

И когда путь слепого по темному лесу завершается болотом, сил встать и вернуться на дорогу ужен нет. Это бессилие, осознание того, что это тупик, приводит человека в уныние, результатом которого становится пустота и отчаяние. Впрочем, главная ценность безрадостной жизни в том, что она оставляет за человеком право менять. Это право никто у него не может отнять, только если он сам не захочет избавиться от него.

Как писал святитель Иоанн Златоуст, лукавый предпримет все, чтобы нам внушить помысел отчаяния. Ему уже не нужны труды и усилия для поражения человека, когда сами лежащие и падшие не желают противиться ему. Кто мог избежать таких уз, тот и сохранит свою силу, и до последнего вздоха не перестанет сражаться с ним, встал и сразил врага. А у кого в голове помыслы отчаяния, которым он себя обессилил, тот не может победить врага.

Как не поддаваться отчаянию? Ведь оно приходит тогда, когда на самом деле не хватает сил бороться с обстоятельствами, когда в его жизни случилась страшная потеря, и восполнить ее нельзя. В этом случае нужно подумать, что вы можете изменить в настоящий момент для того, чтобы в дальнейшем чувствовать себя счастливым.