Древние восточные церкви являют собой группу древних храмов восточных христиан, которые признают постановления, а также исповедуют вероучительные догмы только 2-х или 3-х первых Вселенских соборов. Определения «древние православные церкви» или же «ориентальные церкви» применяются для обозначения 6-ти церквей Востока, которые не признают Халкидонский и дальнейшие Вселенские соборы, из-за чего в богословской и научной литературе они также носят названия нехалкидонских и миафизитских церквей.
Древние церкви Востока
К таким церквям относят:
- • Армянскую апостольскую;
- • Ассирийскую церковь;
- • Эфиопскую православную;
- • Коптскую православную;
- • Сирийскую;
- • Маланкарскую.
Учение ориентальных церквей
Кроме различий в обрядах с католической и православной церквями, ориентальные церкви также отличаются и христологией, которая берет начало в Александрийской школе, а также в учении св. Кирилла, чьи «12 анафематизмов» приняты на 3-м Вселенском соборе. Ориентальные церкви сохраняют формулу святого Кирилла, поэтому их христология носит название миафизитской.
Как реакция на обвинения католиков, православных и протестантов в «несторианстве» древним восточным церквям нередко приписывают исповедание монофелитства и монофизитства. В особенности часто это можно встретить среди католических и православных авторов.
Диалог Ориентальных Церквей и Православной
В 1964 году в датском городе Орхус произошел диалог между богословами ориентальных православных и православных церквей. Стороны тогда пришли к таким выводам:
- • диофизитсткие православные церкви не относятся к «несторианским», поскольку версия диофизитства, к которому придерживался Несторий, являет собой (по мнению ипостасного единства Эфесского собора, который принят восточными церквями, а также Халкидонского и 2-го Константинопольского Собора, чьи постановления тоже признаются православными церквями) христологию 2-х субъектов, которая оделяет человеческую личность Христа и Воплощенное Слово;
- • ориентальные церкви не монофизитсткие, поскольку монофизитизм является евтихианской ересью, которая предана анафеме не только в православных церквях, но и ориентальных.
Диалог проводился где-то до 1994 года.
Критика диалога церквей
Богословы Кураев и Лурье в открытом письме председателю комиссии богословов РПЦ МП касательно возможности унии халкидонитских диофизитских церквей и дохалкидонских миафизитских утверждали, что с точки зрения православия Византии, «монофизитство» допустимо терминологически в дискурсе, но в том, виде, в котором его понимают дохалкидонские церкви, не отвечает вероучению православия.