Византийская империя, Византия и Восточная Римская империя – это слова-синонимы, которые используются для именования одного и того же государства. Она оформилась в 395 г., а в 1453 г. перестала существовать. Формирование произошло на фоне окончательного раздела Римской империи после смерти Феодосия I (императора). Разделение римской империи произошло на 2 части – восточная и западная. После раздела, через 80 лет, Западная часть прекратила существования, оставив после себя Византию. Она стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима. Тенденция сохранялась почти 10 столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Историческая справка
Название «Византийская» Восточная империя получила в некоторых трудах историков, живших в Западной Европе. Оно было присвоено после падения. Первоначальное название Константинополя – Византий. Именно в этот город в 330 г. Константин I, будучи римским императором, перенес столицу Римской империи. Город был переименован тогда в «Новый Рим». Те, кто жили в нем, нарекли себя римлянами, а державу – Римской империей. Также существовало иное название у народа – ромеями, а у державы – Романия. Историки на Западе не были согласны с коллегами, именуя гос-во «империей греков», так как там был распространен греческий язык. Как бы там ни было, но интересен совсем другой вопрос: А что собственное представляло собой византийское христианство? Когда оно стало складываться?
О религии в Византии
В 4 веке н.э. произошло признание византийского христианства официальной религией в гос-ве. Правда, хоть оно и стало официальной религией, но приверженцев было немного, да и в последующее столетие гос-во оставалось полуязыческой страной. До конца V века люди могли принимать участие в языческих обрядах. Государственные власти не запрещали этого. Правящая элита не сильно заморачивалась с вопросами религии, ударившись в познание античной философии. Юлиан Отступник вообще предпринял попытку к восстановлению в качестве официальной религии язычества. Хоть времена и были не простые, но у христианского учения были последователя. Правда, их было немного, они были изгоями, отшельниками и путешественниками.
Позиции христианства стали укрепляться с приходом других правителей. В конце IV века был уничтожен центр язычества в Александрии, также сгорела в огне и собранная язычниками библиотека. После этого языческие храмы закрыли во многих городах. Началось постепенное внедрение новой религии в массы, но тогда не обошлось и без принуждения, и без насаждения.