Лето 1054 года является эпохой начала разделения христианства на православие и католичество. Произошел обмен анафемами патриаршего в Константинополе и римского папского престола. Поводом для конфликта стал богословский спор из-за одного слова из «Символа веры».

Как это было

В июле 1054 года были прерваны переговоры между представителями двух церквей в Константинополе. Так был начат раскол христианства на два направления: восточное (православное) и западное (католическое).

В Риме государственной религией стало христианство в 4-м столетии, уже на закате империи. Но на время при правлении Юлиана II империя становилась языческой. Христианская паства делилась на 5 патриархатов: Антиохийский, Александрийский, Константинопольский, Иерусалимский и Римский. Именно патриархаты в Константинополе и Риме стали главными.

Первые предпосылки раскола

Церковь не отличалась единством еще на ранних стадиях развития. Сначала Арий проповедовал что Иисус не был Богом и человеком одновременно, а был просто человеком. Это было названо бредом, еще на Первом вселенском соборе, но такие приходы продолжали свое существование.

В 7-м столетии после Халкидонского собора произошел откол от главной ветви коптской, армянской, сиро-яковитской и эфиопской церкви. Они не признавали учение о двух естествах Иисуса, считая, что его него была божественная природа.

Назревание конфликта

Невзирая на единство церкви от Киева до Испании в начале 11-го века между двумя мирами христианства назревал конфликт. Церковь запада, которая опиралась на папский престол, базировалась на латыни. Что касается византийского мира, то он использовал греческий язык.

Но имелись и мирские причины для конфликта: Византия видела в себе преемницу Рима, но ее мощь пошатнулась из-за наступления арабов в 7-м веке. Императоры Византии и короли Запада нередко вступали в конфликты в зоне Средиземного моря, по этой причине спор о восприятии христианства был неизбежен.

Главная причина

Главной причиной для раскола христианства стал спор о филиокве. Это значило снисхождение Святого Духа также и от Сына. Это стало причиной богословских дискуссий. Подобная практика в 9-м веке являлась допустимой, но в 11-м веке западные христиане полностью принимали филиокве.

Возникла и ответная анафема от Константинопольского патриархата, после этого из литургии на востоке убрали упоминание папы. Так был начал раскол церкви, который длится и сегодня.

В 20-м столетии часто упоминали о важности воссоединения церквей. Есть даже термин «сестры-церкви», было начато мощное экуменическое движение, но до сближения престолов двух христианских направлений еще далеко.