Пугающие утесы горной цепи Загрос на границе Ирана с Ираком, пыльные равнины и холмы, пролегающие между ними, а также город Мосул вряд ли возможно назвать раем. Однако христиане, жившие здесь в прошлом, свято верили, что местная речка Большой Заб некогда протекала из райского сада Евы и Адама. Патриархи Ассирийской христианской церкви, проживавшие на ее берегах, когда-то называли эту реку рекой Эдема.
Что стало с райской землей?
Однако после многолетних гонений управляющие этой древней, малоизвестной, но при этом авторитетной церковью, покинули долину реки Большой Заб. Среди них был и Мар Дынха, который сейчас является 120-м патриархом Вавилона, проживающий на территории Амерки.
А относительно самой реки можно сказать, что она стала границей между войсками курдов в южной стороне и ИГ на севере. Теперь Ирак из райского сада превратился в землю войны. Однако даже такая мрачная современная история данной реки может напомнить нам о том, что религиозный конфликт, рассеявшийся по Ближнему Востоку, здесь неизбежен.
Гонения христиан в Ираке
В конце восьмидесятых годов прошлого века в Ираке проживало почти полтора миллиона христиан. С того времени население государства увеличилось вдвое, но христианская община сократилась и теперь не достигает и половины миллиона человек. Сегодня большинство из них стали беженцами по причине действий группировки ИГ, которая два года назад изгнала христиан из своих домов, с целью создания в стране исламского халифата.
Бывшие жители Мосула и его окрестностей среди христиан в настоящее время являются беженцами, которая расположились недалеко от своей родины – в полунезависимом Курдистане. От зимнего снега и летней жары у них есть только одна защита – палатки от ООН, установленные во дворах местных храмов.
Жители рассказали, что у них было всего несколько часов, чтобы успеть покинуть Мосул. Они отправились бежать в Каракош – восточный христианский городок, недалеко от Мосула, однако потом ИГ и туда пришло, поэтому они отправились в Курдистан.
Далеко не все христиане помещались в палатках даже на ночлег, поэтому они проводили ночи у обочины дороги. Места в палатках были отданы женщинам и детям. Мужчины по ночам не спали, коротая время за разговорами, а затем в обеденное время отправлялись в столовую при церкви, где им давали бесплатную пищу. Беженцы практически ни от кого не получают помощи, а все, что им предназначается, до них даже не доходит.
Худшие времена христианства в Ираке
Справедливости ради, нужно сказать, что иракские христиане переживали и более суровые времена. Их общину в Багдаде уничтожили монголы во время вторжения в тринадцатом веке, а в начале пятнадцатого века она была разрушена среднеазиатским полководцем и завоевателем Тамерланом, который приказал не трогать в Багдаде только мечети и больницы, а все остальное разрушить. После такого нашествия христиане бежали в горы Загрос, объединившись с другими восточными христианами.