В средневековые времена так называемая троица злодеев: Магомет, Аполлен и Терваган христианами противопоставлялись Святой Троице. Рассмотрим, как христиане воспринимали ислам в средневековой Европе на самом деле.
Знания о исламском веровании в средневековой Европе, по объяснимым причинам, были довольно ограниченными и специфичными. При этом, в зависимости от периодов времени и географии, задач христианского толкователя и образованности людей в восприятии ислама европейским населением возникали различия. Однако общая картина была таковой: ислам являлся осознанным искажением правды, учением насилия, меча и потворства страстям. Мусульманина воспринимали как опасного врага, а пророка Мухаммеда считали антихристом.
Средневековые взгляды
Историки сейчас называют три разных мнения об исламе в средневековых странах Европы.
1. Средневековые теологи и интеллигенты, соприкасавшиеся с представителями исламской веры на своих землях, были уверены, что ислам – это еретическое учение.
2. В северной Европе, которая была очень далека от ислама, мусульмане часто считались язычниками или идолопоклонниками.
3. А некоторые самые ярые приверженцы религии христианства считали, что ислам – это Божья кара, а Мухаммед является антихристом, к тому же приход арабских завоевателей говорит о грядущем наступлении конца света для христиан.
Как расценивается ислам сегодня?
В настоящее время распространение и появление ислама рассматривается как большая веха в истории человечества. Однако средневековые люди совсем иначе видели картину мира, где помимо христиан были еретики, иудеи и язычники. Поэтому ислам они принимали не как отдельную религию, а как угрозу войны.
Первые сведения об исламе
В середине седьмого века, когда мусульмане приблизились к стенам Иерусалима, Иерусалимский Патриарх Софроний читал проповедь на Рождение Христа. В ней было сказано о грехах, что Господь наказывает христиан, но исламисты как пришли, так и покинут эти земли. Тогда еще никто не мог предугадать, что это затянется надолго.
В христианской средневековой среде и вовсе не было какой-то определенной исламской доктрины, как и рассказов Папы Римского о вере мусульман, на которые можно было бы опираться. Вероятно, именно по этой причине христиане видели только одну единственную религию – свою. Все остальное они воспринимали как язычество и вероотступничество.
Впрочем, в седьмом веке и сам ислам еще нельзя было назвать религией с четкими установками и догмами. И, несмотря на то, что состав Корана в основном был сложен в середине седьмого века, по свидетельству богослова Джалалуддина Муюти, даже через четыре столетия после смерти Мухаммеда действовали его разные версии.
Следует сказать, что мусульманские знания и принципы ранних лет были достаточно гибкими. Они понимали, что определенные части Корана были утеряны и искажены. И было много версий, которые не вошли в официальную версию главной книги мусульман.