Иерусалим, как минимум, для евреев и христиан является столицей мира. Этот город благодаря строкам святых книг связан с небесами крепче, чем стальные цепи. Если бы две тысячи с лишним лет назад в Иерусалиме не произошло чудо, описанное в Евангелиях, то бы и не появилось само христианство. Данное чудо произошло на горе под названием «череп», что означает Голгофа в греческой транскрипции. Эта гора предназначалась не для явления чудес, а для казни преступников, приговоренных к смерти. Но во всемирной истории одно из распятий, одна из казней стала важным фактом, который можно считать чудом.
По мнению ученых, из-за того, что преступников не казнили в городе, эта гора находилась за чертой городских стен. Но многие христиане Голгоф отождествляют с горой, расположенной в пределах городских стен Иерусалима в те давние времена. Принято считать, что в этом месте находилась погребальная пещера, где тело Иисуса было захоронено после казни, и где его воскресение произошло чудесным образом. В начале IV века над этой горой был сооружен храм Воскресения Христова, но все-таки он более известен, как иерусалимский храм Гроба Господня. Этот храм является главной христианской святыней в Иерусалиме. На Святой Земле в этом храме празднуют самый важный христианский праздник — Пасху.
Празднование Пасхи в Иерусалиме
В Иерусалим на празднование Пасхи приезжают огромное количество гостей и паломников. У разных христианских конфессий летоисчисление немного разнится, поэтому Пасху отмечают несколько раз в Иерусалиме. Так же и ход празднества различается у разных конфессий. В Страстную Субботу происходит главная служба праздника христианской Пасхи в храме Гроба Господня. Верующим эта служба напоминает о центральном событии священной христианской истории: о мучениях, о смерти на кресте и о воскрешении Иисуса.
В храме Гроба Господня сохранилась планировка IV века. Большая часовня, так называемая Кувуклия (с греческого переводится «опочивальня»), воздвигнута над погребальной пещерой. С IX века Кувуклия стала центром чудесного представления (мистерии), открываемой службу. Священники, заходя в Кувуклию, молились в ней, а после молитвы они внутри зажигали свечи и с ними выходили к народу, поджидавшему снаружи. Этот огонь служки разносили по всему помещению, зажигали светильники, и все помещение храма наполнялось светом, символизирующим воскрешение Иисуса, и в то же время он был символом милосердия и вечности Божьей.
Появление огня в затемненном помещении храма производило огромное впечатление на верующих. В результате возникала легенда, согласно ей не священники от постоянно горящих лампад зажигают огонь, а сам Благодатный огонь по их молитве спускается с неба. И по всему храму практически сразу величественно и красиво зажигаются свечи, лампады, паникадила и большие потолочные люстры. Но для того, чтобы эта легенда продолжала существовать на протяжении веков, должно было сработать правило: человек, желающий увидеть чудо, должен его увидеть. Чудо происходило не только в сознании очевидцев, но и в их рассказах. Паломники эти рассказы распространяли по всему христианскому миру.