Как известно, христианство – религия, возникшая на развалинах античного мира. Она появилась в результате крушения общинных и полисных структур классической античности. Античное христианство или попусту религия, появившаяся на развалинах эпохи, стала не только новым религиозным воззрением, но и новой системой мировосприятия, которая стала отвечать новым условиям, неся в себе элементы измененной культуры и цивилизации.
Особенности
Неоднократное исследование темы показало, что люди воспринимали новое течение и как историческое явление, которое отрицало цивилизацию, существовавшую в период античности, и как явление, которое основывалось на синтезе всех достижений той эпохи – Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим и эллинизм. В итоге после детальной оценки темы специалисты были вынуждены сделать некоторые выводы. По их мнению, надо классифицировать течение того времени на два подвида. Речь идет не о подвидах, а скорее о тенденциях. Первая отрицала античность-классику во всех ее проявлениях, а вторая – стремилась к ее использованию для обогащения плодами гения античности самой христианской религии. Тенденции привели к тому, что возникла яростная борьба между язычниками и христианами. Они достигли апогея в своем конфликте, когда стычки стали понятны сознательному населению Римской империи и на уровне лидеров церкви во втором-четвертом веках.
Элементы античного христианства
- • Сопоставление христианских символов с языческими (к примеру, оформление надгробий);
- • Литература: использование образов того времени и пришедших из языческой культуры основателями нового религиозного мировоззрения;
- • Философия: формирование неоплатонизма;
- • Быт: использование политеизма античности в культе святых христианства.
Чтобы понять все сказанное выше, не надо углубляться в тотальное исследование. Можно просто прочитать статьи о церковной политике в ту пору. Исходя из прочитанного, можно будет понять, что церковнослужители долго придерживались античных моделей. Император был руководителем религиозного культа как в доктрине цезарепапизма. Возник так называемый арианский спор, который стоит воспринимать как попытку рационального толкования христианского триединства. Церковные структуры, так или иначе, стремились к административно-территориальному устройству империи римлян.
PS: между тем, по-прежнему остается вопрос, а как же лидеры нового религиозного течения относились к своим языческим коллегам? Были ли они гонителями старого? Пытались ли сохранить имеющиеся наработки? Вопросы сложные, но так как они относятся к глубокой древности, то можно только предполагать, а вот достоверной информации нет и поныне.