Многих людей интересует вопрос, христианство в Осетии – действительно ли является тысячелетней традицией? Или все-таки историки слишком занижают дату принятия христианства этой страной?

В текущем году в северной части Осетии жители собираются официально отмечать праздник 1100-летия крещения Алании. Полагается, что в далекие средневековые времена государство алан (осетин) оказалось среди тех стран, которые после Византии утвердили христианство в качестве единственной религии государства, однако, по сути, полноценной верой станы она так и не смогла стать даже до сих пор.

Сведения из истории

В официальном источнике говорится, что Алания в десятом веке, а именно в 916 году, встречала епископа Петра, прибывшего из византийской столицы Константинополя, являющегося центром христианства. Петр и провел крещение аланского народа. Однако есть источники, утверждающие, что история христианства в Осетии началась гораздо раньше. Только вот возникает вопрос, зачем дата искусственно занижается?

Один из примеров

Пример элементарный: Грузия и Армения утверждают, что у них христианство было принято в четвертом веке. В таком случае, что делала Алания целых шесть веков, каким образом и с какой целью она «огораживалась» от своих соседей, зачем заключала с ними династические браки, оказывала помощь в боях, если они были иноверцами? На эти вопросы, скорее всего, аргументированных ответов и нет. Поэтому торопиться с выводами и проведением праздников также не следует. При всей своей простоте история все же сложная наука.

На территориях, где обитали предки осетин, христианство пришло намного раньше, чем заявленная дата 916 года. Сарматы, скифы, аланы были одними из первых народов, удостоенных благовещения.

На осетинские земли учение Христа пришло благодаря апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Другой апостол, который проповедовал в Передней Азии, узнав о приближении своей смерти, приехал в Аланию и был погребен на территории этой страны. Это был апостол Матфей.

Как появилось христианство на востоке

Первые истоки христианства в местности расселения алан прививались еще в первом веке – в сороковом году. Именно тогда апостол Андрей Первозванный побывал с визитом в аланском городе Фуст и проповедовал в стране алан христианское учение. Также известно, что христианство принимали и те аланы, которые жили при дворе императоров Византии. Уже были христианами и многие аланы, которые попали в Западную Европу во время Великого переселения народов.

В причерноморском районе существовало два региона, где доминировал сарматский и скифский элемент. Это своеобразные Тавроскифия и Малая Скифия. При этом стоит отметить, что название «скифы» долгое время применялось и для описания сарматских племен. Только позже, когда аланы в лице сарматов обособились из скифской родственной среды, понятие «алан» стало преимущественным.