Из-за стремительного роста количества католиков и протестантов у коммунистического руководства в Китае появились опасения, что они пожелают принять участие в политической жизни.

Церковь христиан в Китае

В десять утра каждое воскресенье в католической церкви Спасителя в городке Сицы, в северо-западной части Китая, на службу собирается около половины тысячи человек. Здесь бывает настолько много народа, что иногда приходится даже ставить телеэкраны, чтобы всем прихожанам было видно, как проходит служба. Можно встретить в этом месте большое количество пожилых женщин, а есть и молодые люди, супружеские пары. К примеру, вот пришла секретарша Линь Ли – ей 26 лет. Девушка приняла крещение два года назад, поскольку ей понравилась фраза о том, что всех нас Бог любит и прощает.

Линь является одной из нескольких миллионов китайцев, обратившихся в христианство, а именно в католичество или протестантство в течение последних лет. Точные цифры нет возможности привести, так как официальная церковь, работающая под контролем коммунистического правительства Китая, работает параллельно с незарегистрированными организациями. По самым высоким оценкам, количество христиан уже достигло ста миллионов человек, причем их прирост с каждым годом составляет 10 процентов. В основном новообращенными становятся молодые горожане.

Что думает власть?

Пекинское правительство в основном придерживается атеистического мировоззрения. Представители власти, безусловно, заметили, что христиане «заполоняют» Китай. Однако их отношение к данной тенденции двусмысленное. С одной стороны, разные христианские ценности соответствуют представлениям Компартии Китая о том, каким должен быть образцовый гражданин, а также о семейных ценностях.

Обычно верующие занимают осознанную гражданскую позицию, к примеру, честно платят налоги, не занимаются коррупцией, а их организации на себя берут те направления социального обеспечения, которые не может дать государство (заботу о стариках, помощь бедным).

Но с другой стороны власти, которые делают упор на социальные ценности и китайскую национальную культуру, относятся к религии с подозрением, они считают ее иностранной. Вероятность того, большое число граждан может принять иную идеологию, является для режима беспокойством. Ведь государство не может не учесть роль католической церкви в том, что в Восточной Европе был разрушен коммунизм.

Несмотря на то, что большая часть китайских христиан не считают нужным вмешиваться в политические дела, все же следует сказать, что многие известные правозащитники поддерживает связь с христианством (у каждого на это свои причины), или в качестве верующих, или посредством общения с паствой.

К тому же имеют место и случаи преследования христиан. В разных провинциях местные власти по-разному относятся к верующим, попирая их права или совершенно не обращая никакого внимания на обращенных в веру граждан.