Христианство начало зарождаться в Римской империи. Перед тем, как стать религией государства, ему пришлось пройти через период гонений и нападок, массовых войн, расправ с приверженцами. Ситуация сразу же поменялась, когда к власти пришел новый правитель – Константин Великий. Он не только поддержал религию, но и придал ей наивысшее значение. Изменение политики государства дало возможность организовать официальную систему христианской церкви, установить порядок богослужения, выбрать целостное учение.

К пятому веку были организованы новые Поместные Церкви с центрами в Константинополе, Риме, Александрии, Иерусалиме, которые стали центрами православного христианского мира. Когда Церкви разделились, Римский патриархат перестал называться православным, а через время он стал католическим.

Восточное православие

Постепенное развитие восточного православия в седьмом веке было приостановлено, когда земли, заселенные множеством христианских людей, знаменитые монастыри, святые места, патриаршие престолы были завоеваны теми, кто исповедовал ислам. Сначала они с терпением относились к христианам, иудеям, части некоторых людей иной веры. В отличие от многобожников и язычников, которых или затягивали в ислам, или уничтожали, христианам было позволено исповедовать свою веру при том условии, что будет соблюдаться политическая лояльность и уплачиваться подушная подать. Были сформированы этно-конфессиональные сообщества, объединившие немусульманских подданных Халифата. Миллеты имели внутреннюю автономию, их возглавлял патриарх или другой лидер.

Представители духовенства обзавелись правом разбирать судебные дела, собирать налоги среди собственной паствы. Патриархи имели определенное уважение со стороны правительства, и даже некоторые привилегии. Но при этом они отвечали головой за своих единоверцев.

Формирование православной культуры

Первые века Халифата для православного мира были благоприятными. В начале девятого века начала образовываться арабоязычная православная культура, появились историки, богословы, церковные деятели, врачи и политики. За счет достаточно высокого уровня своей культуры христиане смогли обрести одно из почетных мест в Халифате. Такое процветание христиан привело к раздражению среди мусульман. Подъем культурного мусульманского уровня должен был повлиять на формирование слаженного мусульманского аппарата управления. Государство уже менее нуждалось в образованных христианах в качестве чиновников. Постепенно отношение к ним начало ухудшаться. Их изгоняли из государственных постов, им пришлось носить определенную одежду, они не могли строить новые церкви, осуществлять крестные ходы, оскорблять звоном православных колоколов мусульманский слух, ставить кресты в тех местах, где они будут заметны для мусульман. Из-за таких перемен восточные христиане были вынуждены отказаться от своей веры и перейти в ислам.