Фатализм и свобода выбора, ответственность человека и всеведение Бога, который заранее знает судьбу каждого из нас – наши поступки, возможные ошибки и даже смерть. Все эти вопросы не просто присутствуют в нашем сознании, но и часто определяют дальнейший ход жизни.

Актуальность темы фатализма в христианстве

Существует такое устойчивое выражение, что кому суждено повешение, тот не утонет. Давайте узнаем, насколько она справедлива для православного мировоззрения. Богу известно все, что будет с нами, он знает все. Это лишь в язычестве боги обитают вместе с людьми и подчиняются времени. Бог создал мир вместе со временем, поэтому для него нет ни будущего, ни прошлого, для него все происходит в настоящем. Бог выше времени. Это является основой учения христианства. Именно по этой причине Библия завершается пророчеством, откровением Иоанна Богослова о конце существования мира.

Однако предвидение – это вовсе не вынуждение. К примеру, если вы знаете, что вечером кто-то будет дома, вы же не заставляете его идти домой, просто знаете это как факт. Богу известны те поступки, которые люди совершают не по своей воле. Так что предвидение не отменяет человеческую свободу. В Господе есть знание – когда и как человек умрет, но сам человек этого не знает.

То есть, это не говорит о том, что человек должен все время бездельничать, ожидая своей смерти, или бросаться под автомобиль, веря, что Бог его спасет. Одно дело, если бы вам дали книгу, где написано, что у вас будет в какой-то момент, какая-то определенная смерть. Но вам это неведомо, и вы никогда не узнаете этого. В противном случае это было бы очень страшно. Если человеку известно его будущее, он теряет свободу.

Свобода человека

В христианском учении говорится, что бог людям дает свободу в выборе зла и добра. Однако не является ли существование ада ограничением, о котором людям уже известно при жизни. Если мать говорит своему сыну – не ходи гулять вечером, ведь на улицах хулиганы, то это не ограничение его свободы, а только предупреждение об опасности. Ограничением было бы то, если бы Господь не давал возможности грешникам совершать грех, а заставлял бы их только делать добро. Если человек идет вперед и видит, что перед ним пропасть, разве она его ограничивает? Он ведь понимает, что может и не прыгать в эту пропасть, если он не самоубийца.

В нынешнем мире свобода – это одна из главных ценностей в жизни, и это вполне кажется естественным явлением. У христиан же к свободе противоположное отношение, имеется желание подчиниться воле Бога, советам священника, вероучению Церкви. Каждый христианин является рабом Божиим. Одна из главнейших ценностей – это послушание. Кажется, что если человек посвящает свою жизнь Богу, идет в монастырь, то он теряет свободу. Но это не так. У человека всегда есть выбор, поэтому он является свободным. Так что ничто и никто не может заставить человека быть праведником или грешником: ни церковь, ни Бог, ни общество – он сам отвечает за себя.