В западных европейских странах и США йога уже давно считается не восточной гостьей, а вполне адаптированным местным жителем. Она в упрощенной версии заняла свое место в нынешней массовой культуре. В течение последних лет это коснулось и нашего государства. Появилось большое число йога-центров. Одни центры ее подают в качестве духовной древней традиции, позволяющей прийти к внутреннему совершенству, а другие – в качестве комплекса физических упражнений, помогающих оздоровить тело.
Посетителями данных центров являются люди, которые себя называют православными христианами. Большинство из них думают, что занятия йогой не противоречат их вере, поэтому они крайне болезненно отвечают на слова богословов и священников, которые утверждают, что йога и христианство не могут быть вместе. Причины такой категоричной позиции для них непонятны.
Действительно ли эти понятия противоречивы?
Чтобы обозначить и объяснить отношение православных к йоге, приведем мнения нескольких людей, священников. Поскольку среди большинства апологетов йогического учения распространена мысль о том, будто критикуют йогу только люди, которые с ней толком не знакомы, поэтому их суждения компетентными быть не могут.
Мнение Архимандрита Софрония Сахарова
Этот священнослужитель в молодости более семи лет углубленно занимался йогой. Он использовал в своей практике не только физические упражнения, но и настоящие медитации. В дальнейшем он раскаялся в этом и начал веровать в Христа. С течением времени Софроний стал монахом на Святой горе, учеником Силуана Афонского. На практике отец Софроний постиг опыт духовного православия, и обладал всем необходимым, чтобы со своей точки зрения дать сравнение двум разным путям в христианстве и йоге.
В первую очередь нужно сказать, что йога обязательно сопровождается медитациями, к которым христиане относятся с некой настороженностью. Следует подчеркнуть, в частности, что при применении практик такого рода может существенно разрушиться национальное сознание человека, его культурная идентичность. В виде примера Патриарх рассказал о своих впечатления от общения с русскими людьми в Индии, которые серьезно увлекаются духовными практиками.
Многие физические упражнения в йоге дают небольшой позитивный эффект определенным людям, по крайней мере, такой же эффект, как и другие физические упражнения. Но в целом данные упражнения относятся к структуре индуизма, и читаются этапами расширенного общего духовного восхождения.
Их завершающая цель – что-то большее, нежели просто приятное физическое самочувствие. Ведь в христианской традиции коленопреклонения и молитвы – это не пустые движения. Они имеют связь с более глубокими процессами и выражают некоторый настрой и духовное состояние, стремящееся к высоким религиозным целям. Так же как и усложненные упражнения в йоге связаны с индуистской верой и духовным опытом в религии.