На первый взгляд вопрос лжи во благо в христианстве кажется непростым. Однако он подчас получает такую окраску, что появляется ряд больших сложностей. Казалось бы, и так все понятно: истина – это добро, а ложь – это зло. На самом деле, разумное следование христианской истине всегда должно считаться добродетелью. Однако сами христиане нередко сталкиваются с вопросом: любая ли ложь считается грехом. Такую ложь даже стало принято называть благой, святой или ложью во спасение.

«Благая» ложь

Вопрос еще больше усложняется тем, что случаи подобной лжи часто встречаются в описаниях жизней праведных христиан. К примеру, Иаков и Ревекка использовали такую ложь, когда Иакову нужно было обманом получить отцовское благословение, которое предназначалось его брату. И таких примеров можно привести много из жизни святых и из Ветхого Завета.

Рассматривая поверхностное понимание данных примеров, не стараясь углубляться в изучение данного вопроса, отдельные христиане делают вывод, что ложь, целью которой является сохранение жизни своего ближнего или своей собственной, нравственно не считается грехом. Другими словами эта ложь, как считает христианство, является спасающей.

Правда, сейчас сложно найти человека, который бы мог написать богословский целенаправленный труд, выступающий в защиту спасительной лжи. Однако частым явлением в двадцатом столетии стали и некоторые попытки обоснования благой лжи с нравственной точки зрения. Они встречаются в трудах различных авторов.

К примеру, священник Петров в своих трудах неоднократно приводил примеры, позволяющие оправдать вынужденное вранье. А именно, он описывал ситуацию, когда один священник спрятал женщину во время революции, вбежавшую в храм с красным флагом, у которой было оружие. Когда пришел офицер, тот священник сказал, положив руку на крест, что в доме у него никакой революционерки нет. И такой поступок священник считает святой ложью.

Оправдание вынужденной лжи

В нашем столетии распространены попытки оправдать в нравственном смысле вынужденную ложь некоторых представителей Русской Церкви в период гонений, ведь именно благодаря лжи и была спасена церковь. К примеру, когда священники заявляли советским властям публично, что гонений никаких нет, это им позволяло добиться некоторых послаблений для Церкви со стороны управленцев.

Итак, есть ряд примеров, якобы доказывающих возможность, а иногда и необходимость для православного человека использовать вынужденную ложь, чтобы достичь благой цели. Но здесь выявляется сходство сказанного выше со знаменитым постулатом иезуитов «цель оправдывает способы». Так что выходит, что иезуиты были правы? Но при этом христиане всегда рассматривали эту идею как образец лжи, явное неправильное и изощренное папистское мышление. В данном случае, чтобы разобраться, придется самостоятельно ответить себе на вопросы, что такое нравственность, и как каждый человек должен относиться ко лжи во спасение.