В Албании праздник Рождества совпадает с праздником середины зимы — Krishtlindje, Kershendella, Kullanat, Kolendre. Слово «Kolendre» обозначает, как само Рождество, так и круглый пирог в форме большого кольца, выпекаемого накануне Рождества. Из-за того, что основные вехи традиционного календаря привязали к христианским святцам, возникла некоторая путаница в их хронологических местах, и эти вехи стали приблизительными.

Из поговорок, бытующих в народе сейчас, понятно то, что день середины зимы должен был приходиться на день зимнего солнцестояния. Горцы из окрестностей Шкодры говорят, что в этот день солнце совершает поворот, и ведет за собой лето. Жители Люмы считают, что день начинает расти с такой скоростью, с которой петух переступает с балки на балку. Несмотря на то, что день середины зимы совпал с христианским праздником рождества, Но, на самом деле, он имеет очень мало общего с христианской религией и в себе таит черты древнейших народных религиозных представлений.

Праздник Рождество Христово у мусульман

Этот праздник также праздновали и мусульмане, но они его переосмысливали по-своему. К примеру, у мусульман Шкодры он носил название «День мертвого снега». Они, вместо зажигания свечей, кусочек воска клали в огонь. В разных регионах Северной Албании День середины зимы носил разные названия: «середина зимы» (Mjedis i dimnit) — в Люме, «ночь буами» (Nata е Buzmit) – в в Никай, Шаля, Мсртури, «ночь рождества» (Nate kendellja) – в Мирдите. В лесу задолго до праздника начинали присматривать большое дерево, имеющее толстый не суковатый ствол, и затем срубали его, но в дом его не вносили, а оставляли его в хлеву, или старались спрятать в лесу.

В сочельник, в ночь на 25 декабря, все семья должна была собраться у огня, и одного человека из семьи, обычно, самого ловкого и сильного, посылали принести полено — «бузми». Как только появлялось полено, произносили приветствие, посвященное празднику Рождество Христово, в котором говорилось о том, что приходит буяр с травою, с листьями, с ягнятами и козлятами, а за ними наступает лето. Затем торжественно зажигали полено. Порой в очаг пламя подкладывали виноградную лозу, ветви вишни, ветви ореха, т.е. растений, особенно почитающихся, как символы плодородия. В окрестностях Джяковицы и Печа на очаг укладывали 15 поленьев из дуба звездообразным методом, при этом из них самое большое полено носило название «бузми». Мусульмане считали, что все несчастья должны были сгореть в огне. В некоторых случаях в очаг подбрасывали ветви можжевельника, и после того, как они вспыхивали с треском, все присутствующие произносили слова, в которых просили о том, чтобы все враги и все, не желающие им добра, сгорели в огне.

Жители городов Джяколвицы и Призрена укладывали просто в камин две пары поленьев крест-накрест, а не специальное полено. Четыре зажженные свечи ставили по четырем углам комнаты. Крестьяне старались сохранить в доме полуобгоревшие ветви вишни или головешки от рождественского полена. Также и горожане придерживались традиций: они по внешнему виду полена, полыхавшего в сочельник, делали заключение о том, что их ждет в будущем году.