Всем христианам строго заповедано прощать. Ведь если вы будете прощать людям их согрешения, то и вам Отец небесный все простит, а если вы не сможете простить обид, то и Господь не простит вам ваших согрешений. Это не просто благое пожелание – хорошо было бы, если бы вы научились прощать. Данная заповедь является безусловным требованием – вы просто обязаны прощать, в противном случае вы погибнете.
Почему так сложно прощать?
Иногда людям трудно простить своих обидчиков, поскольку у них складываются ошибочные мнения о прощении. Давайте рассмотрим, чем же является истинное прощение.
В первую очередь нужно понимать, что простить – это не значит не заметить обиду или серьезное преступление. Временами людям кажется, что простить – это означает признать, что ничего плохого не случится, все ерунда и не нужно так переживать. Однако люди не могут признать мелочью то зло, которое пришлось пережить им или их близким. Прощение не требует этого – оно подразумевает обратное. Конечно, вам причинили боль, против вас согрешили, с вами плохо и несправедливо обошлись, именно это и создает ситуацию, в которой вы призваны к прощению.
Прощение – это не означает признание того, что зло не должно быть наказано. Когда мы наблюдаем различные злодеяния, сердце начинает страдать о том, что зло требует кары, и это нравственная глубокая интуиция, напоминающая нам о том, что Бог любит правду и ненавидит беззаконие. Так что ни один нераскаянный грех в мире не сможет уйти от наказания.
Божье правосудие
Обидчик или преступник может уйти от правосудия человеческого, он может отправиться, к примеру, в другую страну, на другой континент, может умереть в глубокой старости – однако это не поможет избежать самого высшего Суда. От него никто не спрячется даже на морском дне. Во всем мире не существует места, откуда не будет выдачи на Божий суд. Злодеи в обязательном порядке столкнутся с собственными злодеяниями. Все обязательно пожнут то, что сеяли. Преступники своими делами уготовили себе участь намного более горестную, чем можно себе представить. Не стоит мстить за себя, поскольку злодеи не достойны наказания от вас, но при этом дайте место Божьему гневу.
Может ли это возмездие быть сугубо загробным, относящимся к концу времени, эсхатологическим, как утверждают богословы? Это не совсем так. Бог здесь на нашей земле построил институт, который должен обуздывать преступников и защищать мирное население. Государство в рамках миссии, возложенной на него Богом, может прибегать к оружию, чтобы остановить злых. А граждане могут рассчитывать на защиту от государства. Это не месть, поскольку страна утверждает закон, справедливый для всех, а не мстит за обиды личного характера.
Нужно ли любить обидчика?
Прощение не предполагает наличие теплого отношения к обидчику. Если вас больно ранили, мы можем испытывать сильную боль – это вполне естественный процесс. Прощение означает безусловный отказ от личной мести, ожидание Божьего суда, более справедливого.