Проблема экстракорпорального и искусственного оплодотворения до сих пор остается предметом многочисленных споров – и медицинских, и богословских. Узнаем, каково отношение церкви к ЭКО, разрешено ли парам, не имеющим детей, зачинать их таким способом.

Что об этом думает церковь?

Если жена и муж не могут зачать ребенка, а хирургические и терапевтические методы избавления от бесплодия не помогают парам, им нужно принять со смирением свою бесплодность как призвание в жизни. Рекомендации священников в таких случаях должны учесть возможность усыновить малыша по обоюдному согласию мужа и жены. К допустимым средствам медицинской поддержки можно отнести искусственное оплодотворение мужскими половыми клетками, так как оно не нарушает никаких канонов брачного союза, не отличается принципами от естественного зачатия, происходит между двумя супругами.

А манипуляции, которые связаны с использование донорских половых клеток, нарушают целостность человеческой личности, исключительность отношений в браке, допуская вторжение в них стороннего человека. При этом подобная практика поощряет безответственное материнство или отцовство, заведомо не имеющее никаких обязательств по отношению к тем, кто является наследниками анонимных доноров. Применение донорского материала подрывает азы семейных взаимосвязей, так как предусматривает наличие у ребенка кроме социальных, еще и биологических родителей.

Вопрос суррогатного материнства

Говоря об отношении церкви к ЭКО, отдельно нужно рассмотреть вопрос суррогатного материнства. Речь идет о вынашивании оплодотворенной яйцеклетки чужой женщиной, которая после рождения ребенка отдает его заказчикам. Это против морали, против природы – такое недопустимо даже в случае, если осуществляется бесплатно. Данная методика предусматривает разрушение духовной близости и эмоциональности, устоявшейся между матерью и ребенком уже при беременности.

Суррогатное материнство становится стрессом и для женщины, которая вынашивала ребенка, ведь ей приходится бороться с материнскими чувствами, и для ребенка, который в дальнейшем может испытывать кризис самостоятельно сознания. В православии нравственно недопустимыми считаются также все виды внетелесного оплодотворения – ЭКО в том числе. Ведь такие методы предусматривают консервацию, заготовление, разрушение эмбрионов. Именно на признании достоинства человека даже, пока он является эмбрионом, основывается моральная оценка аборта, который осуждается церковью.

Если оплодотворяются одинокие женщины донорскими половыми клетками или таким образом реализуются репродуктивные права мужчин, либо лиц с нетрадиционной ориентацией, это приводит к тому, что вы лишаете ребенка возможности иметь мать и отца. Применение репродуктивных методик вне контекста семьи, благословенной Богом, становится богоборчеством, прикрываемым защитой автономии человека, неправильным понятием свободы личности.