Многие православные христиане интересуются, почему радость – это благо, а смехотворство – это злодеяние или грех? На этот вопрос ответил протоиерей А. Лебедев.
Разница между радостью и смехом
Лебедев отмечает, что необходимо видеть разницу между смехом и радостью. В православии так и происходит, поскольку именно так поступал сам Иисус. Он рассказывал и о радости, и о смехе. Христос говорил одним людям, чтобы те радовались и веселились, а другим говорил, что им будет горе за их смех. Совершенно разные слова – различные понятия, состояния человека, следовательно, и относиться к ним нужно по-разному. В связи с этим нужно рассмотреть и одно, и другое.
Что такое смех с христианской точки зрения?
Церковь рассматривает смех как метод уйти от реальности – забыть проблемы, а не решить их. Юмор является своего рода лекарством, которое на самом деле борется с болью, а не с болезнью. Конечно, такие средства используются в медицине, они несут некоторую пользу, без них не обойтись, но они не обеспечивают решения проблемы. Так и юмор, смех помогает сгладить ситуацию, уменьшить напряжение, более легко воспринимать проблемы в жизни. Иногда удачная шутка разряжает самую острую ситуацию. Однако через время нерешенные проблемы вернутся.
С данной точки зрение чрезмерное количество хохм в телевизоре и в жизни – это признак того, что наша жизнь не настолько радостная, как нам кажется. Благодаря спросу появляется предложение. Каким же станет состояние общества, если вливать в него обезболивающее столь большими дозами.
Смех можно сравнить с привычкой, с отказом от серьезного жизненного восприятия, развлечением, способом заполнения внутренней пустоты. Но если считать его мировоззрением, он будет опасным. Нельзя за счет смеха жить одним днем, не думать о чем-то более важном, чем мгновенное поддержание комфорта своего существования.
Смех вредит только тогда, когда человек старается естественное стремление к радости заполнить, заглушить им, заменить искусственным смехом. Именно по этой причине в источниках, предназначенных для подготовки христианина к исповеди, среди других грехов указывается смехотворство.
Над чем не грех посмеяться?
Безусловно, большое значение имеет и то, над чем именно смеется человек. Зачастую поводом для высмеивания служат некоторые человеческие недостатки, ставящие людей в довольно нелепое положение. Возьмите, к примеру, любой анекдот – в нем обязательно будет отражаться чье-то несовершенство и человеческий грех. В этом случае важно проложить границу между греховным смехом и христианским смехом. Верующий человек смеется с состраданием, он высмеивает грех, но при этом сочувствует этому человеку, поскольку понимает, что и сам во многом похож на него. Если христиан не умеет смеяться над собой, не умеет сочувствовать, то без такого внутреннего смысла смех становиться злым, осуждающим. А тот, кто осуждает сам, будет осужден и Богом. Нужно думать, над чем вы смеетесь, и какой подтекст у этого смеха.