На протяжении многих веков преследуются последователи различных христианских течений на Ближнем Востоке. Со времени появления этой религии прошло двадцать веков, но ближневосточным христианам приходилось раз в пятьдесят лет или раз в сто лет переживать миграцию. В марте сего года корреспондент «РР» совершил поездку в Ирак, и самое сильное впечатление на него произвел христианский город-призрак —  Хамдания.

Современный город с десятками улиц, сотнями домов сейчас совершено пустой, и ни одного огонька не горит в нём. Только в северной части города освещались несколько постов федеральной полиции и армии Ирака. Город Хамдания, расположенный в 15 км от Мосула, был одним из первых отбит у боевиков во время проведения операции, связанной с его освобождением, проходившей в октябре прошедшего года. Но, и по истечению пяти месяцев христиане из Ирака не спешат возвращаться в свои дома, потому что опасаются за свои жизни. Также и город Бартелла, расположенный в 20 км к северу от Хамдании и город Башика, находящий в 10 км на север, являются такими же призраками, как и Хамдания.

Иракских христиан можно встретить в лагерях беженцев, в городах Иракского Курдистана. Многие из них навсегда уехали в Европу и Австралию, поскольку австралийское правительство оказывает активную помощью иракским христианам. С момента американской оккупации в 2003 году, начался и до сих пор продолжается исход христиан из Ирака. Для официальных властей в Иракском Курдистане и в Багдаде христианин является залогом лояльности. Более всего христиане и езиды пострадали от власти Исламского государства (ИГ) в Ираке. Поэтому они сейчас стали естественными союзниками для официальных властей, но только власти не торопятся им оказывать помощь.

Рассказы очевидцев.

Один из курдов, владеющий домом в Бартелле, рассказал корреспонденту, что курдские и правительственные солдаты также занимаются мародерством, как и боевики террористической организации. Но, у него дом остался целым: крыша, стены и каменный забор сохранились после ударов артиллерии и авиации освободителей. Абрахам является последователем Халдейской католической церкви. Он со своим племянником на автомобиле возвращается в городок Айнкава. Он, показывая удостоверение личности на блокпостах курдской пешмаргии и иракской армии, обязательно произносит «масихи», что означает «христиане» на арабском языке.

Абрахам живет в доме родственников в христианском городе Айнкаве, расположенном в 15 км от столицы Иракского Курдистана – Эрбиля. Он считает, что пока рано возвращаться в Бартеллу, поскольку террористы могут снова напасть на город. В районах Мосула и суннитских окрестностях, еще недавно находившихся под властью ИГ, совершенно другая ситуация. Здесь люди под новой властью начали налаживать мирную жизнь. В 2014 году ИГ вело крупное наступление на севере Ирака, в то время немного христиан сбежало из суннитских районов. Отсюда бежали, в основном, арабы несуннитских течений ислама, курды и представители иных религий. Вначале штурма от 800 тысяч до 1 млн. гражданских жителей проживало в Мосуле. Согласно оценкам разных источников, этот город даже при ИГ оставался вторым городом по количеству жителей. Его численность составляла 1,8 млн. человек в 2004 году.